Синдром шестого занятия или как не бросить полезное начинание
Знакома ли вам ситуация, когда начав заниматься чем-то регулярно: спортом, изучением иностранных языков, новой диетой, в определенный период очень хочется всё бросить?
Особенно, если этого еще не произошло в среду, когда решают начать с понедельника. Мозг при этом «подбрасывает» нам разные и один другого весомее аргументы:
- Если это спорт, то они могут быть: «Сегодня погода не та. Да, и не каждый же день, говорят, нужно так упахиваться». — А по факту получается, что и до элементарной разминки редко доходит.
- Если это изучение языков, то аргументы могут быть: «Да, здесь непонятно. Зачем зря делать, вдруг, всё неправильно окажется. Лучше спросить у преподавателя на следующем занятии». — В итоге, не делается даже та часть домашних заданий, которая понятна.
Каждый из нас может привести ещё много примеров, как далее развиваются многие благие начинания.
Называю это синдромом шестого занятия, потому что мысли такие часто приходят, как по моему преподавательскому, так и личному опыту, именно в этот период.
Когда это будет — через два дня или три недели — зависит от частоты практики.
- Например, желание забросить новую диету может наступить и через пару дней, потому что едим мы несколько раз в день.
- Если мы решили тренироваться самостоятельно ежедневно, то это может наступить к концу недели.
- При занятиях языком дважды в неделю с преподавателем — примерно на третью неделю.
В такие моменты мы часто, если не силой, то с огромным внутренним сопротивлением и внутренними уговорами и «торгами» идём на занятия.
Почему так происходит? — Причин тому множество, и в каждый конкретный момент может превалировать одна или несколько:
- К шестому занятию. У многих почти окончательно заканчивается эффект новизны от начинания.
- Организм начинает понимать, что напрягаться таким образом ему придётся теперь регулярно.
А ему и так неплохо было. Ведь жил же он как-то без этих тренировок диеты и путешествовал без знаний языка.
- «Не мой день». Бывает и такое. Но так не может быть каждый день.
- Желание увидеть результаты.
Где-то в глубине души мы понимаем, что далеко не везде можно сразу увидеть плоских животик и понимать беглую иностранную речь. Но именно к 6-му занятию наше понимание «почему-то» заканчивается и требует хотя бы промежуточных результатов.
И что же со всем этим делать?
Ничего нового. И это даже хорошо, что в данной ситуации помогают старые проверенные способы:
1. Промежуточные маленькие вознаграждения себе. Способ известный. Останавливаться подробно не буду.
2. Особенно в начале пути, сравнивать свои достижения не с желаемым результатом (что у многих часто близко к недостижимому идеалу), а со своими начальными навыками в практикуемом занятии.
3. Терпение к себе — классика. Периоды «откатов», когда ничего не хочется делать, и неудачных попыток бывает даже у профессионалов, посвятившим выбранному вами занятию, если не всю жизнь, то существенную её часть. Просто не опускайте руки.
4. Отделять свои эмоции по поводу ожиданий и свои поступки. Быть недовольным отсутствием результата и забросить от этого начатое — разные вещи.
5. Средне-минимальное время, когда можно увидеть более-менее устойчивые плоды своего труда над собой — три месяца регулярной усердной практики. До этого времени относитесь возможным «упадническим» настроениям спокойно. См. п.3.
5. «Подращивать» в себе осознанность к измерению достижений. В каждом занятии она своя. Например, если две недели назад мы с трудом поднимались пешком на пятый этаж, а сегодня успеваем сделать намного больше запланированного — это не всегда от того, что рядом нет пятиэтажной лестницы. Просто так повышается наша физическая выносливость, а это тоже результат.
6. Если при регулярных и добросовестных занятиях мотивация по-прежнему близка к нулю (и других причин, например, сильных внешних стрессов или дополнительных нагрузок точно нет), то, возможно, следует посоветоваться с вашим наставником/ тренером/ преподавателем об корректировке программы или нагрузок.
7. Не следует начинать сразу несколько новых полезных привычек или занятий. Это увеличивает силу сопротивления, вызывающего желания забросить всё сразу, так же одновременно как и начали.
8. Формирование нового навыка или обучение очень сходно сформированием новой привычки или отвыканием от вредной.
Очень часто это происходит волнообразно, когда очень хочется то, от чего отвыкаешь, или наоборот, очень не хочется делать то, к чему себя приучаешь. Это тоже нормально. Что же может быть лучше подтверждения тому, что мы — нормальные люди, со своими перепадами и слабостями. Важно, чтобы при этом не они управляли нами, а было бы как раз наоборот!
А «волны», по разным наблюдениям, бывают и через шесть недель занятий, и через три месяца, и через полгода, и даже позже. Они могут быть чаще в каждом из этих интервалов.
Но самая сильная из них, на мой взгляд, первая, в период шестого занятия. Без паники. Она пройдет.
Изучая причины «почему нет», можно стать экспертом по поиску и нахождению причин, но не продвинуться в результатах. Просто продолжайте делать то, чем занимаетесь. — Just keep doing, как говорят англичане.
Плодотворных вам полезных начинаний и стойких привычек!
Оксана Пшеничная ©
Контент охраняется законом об авторском и смежных правах. Копирование и любая переработка запрещены.