7 признаков плохого психолога
В предыдущей статье я рассказывала о 7-ми признаках профессионального психолога. О чем же говорить ещё?! – Есть детали, по которым непрофессионала можно распознать только в процессе работы, даже если до её начала, упомянутые 7 признаков у психолога присутствуют. Привожу этот список в нашем блоге также и для того, чтобы не перепутать настоящего профессионала с собственными, возможно, ложными представлениями или псевдо-рекомендациями. Также, здесь для удобства буду пользоваться терминами «психолог», «терапевт» и «психотерапевт» в одном значении.
Итак, бежать от психолога нужно в следующих случаях (основных, обобщенных, хотя и проявляться они могут по-разному):
1. Ваш психолог говорит слово «гарантия», «результат», особенно в одном словосочетании и в утвердительной форме по отношению к вашему запросу.
Наша психика очень сложна и тонка, она не поддаётся 100%-но точным измерениям, особенно в количестве консультаций и их стоимости, которые могут потребоваться для решения проблемы.
Не нужно делать скорых выводов и спешить назвать это «выкачиванием денег». Психотерапия – это процесс двух участников – психотерапевта и клиента, где результат зависит от очень многих обоюдных факторов. Например, таких как:
— скорости и понятности объяснений психотерапевта;
— подготовленности и скорости усвоения этих объяснений клиентом;
— от (не-)выполнения и качества выполнения «домашних заданий» психолога клиентом;
— от желания и готовности клиента решить свой вопрос и принятия им на себя ответственности за своё действие или бездействие по разрешению своего запроса/ проблемы.
Одна из важнейших задач психотерапии – «вернуть» клиенту ответственность за свою жизнь, себя и своё здоровье.
2. Оценка
Психолог оценочно воспринимает вас и также оценочно общается с вами, говорит, как «правильно» и «неправильно» делать, даёт советы. С советами поподробнее – их не стоит путать с рекомендациями, обязательными в некоторых формах работы, и приёмами:
— объяснение, пояснение терминов, понятий, предоставление важных для запроса клиента знаний;
— отработки поведенческих навыков и реакций, относящихся к запросу клиента;
— и другие подобные примеры.
При этом, это очень может быть похоже на совет, но важно понимать, как и в какой форме это происходит, так как следующая важная задача психотерапии – помочь клиенту самому себя регулировать.
3. Внешние отношения с клиентом до завершения психотерапии
Психолог, за рамками психологических консультаций и в период прохождения вами психотерапии, предлагает сам или принимает ваше предложение вступить друг с другом в дружеские, деловые или сексуальные отношения.
Как бы этого ни хотелось одному или обоим участникам процесса психотерапии, даже совместная чашка кофе может стоить потери всех усилий и времени, средств, приложенных и затраченных в процессе совместной работы над запросом клиента, не говоря о большем. В данном случае, очень часто, больше теряет клиент.
Более того, если психолог чувствует свое сексуальное влечение или «флюиды» со стороны клиента, ему рекомендуется обсудить это с клиентом и прервать психотерапию с ним. Это может стать продолжением романтических отношений, но только по выходу из отношений психотерапевтических.
4. Нарушение границ
Речь идет как о границах клиента: внешних – телесных, физических, внутренних – душевных, этических, временных, так и собственных границ психотерапевта. Если о морали и этике я подробно рассказывала в пп. 6-7 здесь, то о границах временных объясню прямо сейчас:
— отсутствие временных границ в продолжительности терапевтических отношений в целом и во времени конкретной консультации в частности; – психолог продолжает разговор на тему консультации часто и без запроса клиента, когда терапия завершена полностью или отдельная консультация закончилась;
— когда время начала и окончания консультации растянуто или задерживается психотерапевтом, особенно, без запроса клиента или/ и несколько встреч подряд, независимо от того, принадлежит ли эта инициатива терапевту или клиенту.
5. Рекомендации, отзывы
Здесь мне хочется хмыкнуть, т.к. вспоминается учебный пример: если при встрече с вами клиент, не здороваясь, переходит на противоположную сторону улицы, это не всегда означает, что вы – плохой психолог. Как раз наоборот – часто это значит, что клиент настолько хорошо проработал свой вопрос с вами, что не хочет напоминать себе о нём, даже рискуя показаться невежливым.
Это имеет место быть в жизни, и клиент имеет на это моральное право.
Кроме того, закон даёт клиенту право на конфиденциальное получение психологической помощи, что исключает его обязанность давать рекомендации. Хотя от этого психотерапевт недополучает больше, чем его клиент.
Так что, несмотря на то, что наличие прямых рекомендаций от клиентов, успешно завершивших курс психотерапии – это не показатель ничего, получить о выбранном терапевте рекомендации и отзывы косвенные, вполне возможно: об этом говорит опыт, указанный в профессиональном резюме психолога, а также список запросов, с которыми он работает.
Опять же помним – это не гарантия эффективной помощи именно вам. О гарантиях я говорила выше в этой статье.
6. «Завязка» на себе
Себя, свою психотерапию и методы, такой психолог представляет клиенту как единственно возможные верные, панацею.
Правда в этом есть – даже очень «плохой» психолог или психолог со своим «супер-методом» может помочь, особенно, на начальных этапах. Но выбор есть всегда, и психолог не должен скрывать этого от своего клиента.
Правда есть и в том, что, подходя в процессе психотерапии к сути своей проблемы, к её разрешению или осознанию, клиент часто «бежит» из психотерапии (чаще всего это им не осознается). Психолог «вдруг» становится «неэффективным».
Как проверить? – Способ не быстрый, но верный. Не каждый клиент склонен быстро менять и находить нового психолога. В каждой новой психотерапии вновь проходит много времени прежде, чем снова дойдёт до той же самой сути и нового «бегства» клиента, чаще всего уже под новым «благовидным» предлогом и почти наверняка, неосознанно с его стороны.
Потому и связь между двумя курсами терапии во времени можно увидеть далеко не сразу и лишь при желании клиента. Но, всё же, если такие «вдруг» смены психотерапевта в жизни клиента встречаются два и более раза, это повод задать себе вопрос и обсудить его, пусть уже и с, возможно, новым терапевтом.
7. Нарушение конфиденциальности
Как упоминалось выше, согласно общепринятым международным законам и практике, каждый человек имеет право на получение конфиденциальной психологической помощи. И психолог/ психотерапевт обязан эту конфиденциальность обеспечить.
Сюда относятся также аудио-/ видеозапись психологических консультаций без предварительного письменного согласия клиента. Съёмка может понадобиться психологу в обучающих целях, для своего профессионального портфолио или научной работы.
К нарушению конфиденциальности не относится: сообщение информации о запросе клиента в обезличенном виде – без указания имени и его персональных данных, и, если это не важно – то и без указания его пола и возраста. Когда это может потребоваться? – Для примера, описания опыта работы в случаях абзацем выше.
Психолог обязан не соблюдать конфиденциальность и должен предупредить клиента об этом до начала работы с ним или в процессе работы – как только психологу стало об этом известно, если запрос клиента связан с нарушением им закона или преступлением, планируемым или совершенным. Например: «я убил человека/ изнасиловал дочь/ оставил своего дедушку, потерявшего память, на скамейке в парке, мне плохо, помогите» и подобное.
В данном случае психолог обязан сообщить о происшедшем в полицию, иначе он становится соучастником содеянного со всей вытекающей ответственностью.
Надеюсь, данный материал внёс ещё большую ясность во взаимодействии с психологом.
Ваши впечатления, отзывы и дополнения приглашаю оставлять в комментариях.
С уважением,
Оксана Пшеничная ©