«На дядю» или «на себя» – как принять окончательное решение?
Как сэкономить себе очень много времени, затрачиваемого на раздумья о собственном деле, а сохраненную энергию направить на воплощение принятого решения – начинать свой бизнес или работать по найму, независимо от того, есть ли у вас бизнес-идея или начальный капитал.
Написать отдельный пост на эту тему меня побудил написать на сайте о здоровье, отношениях и финансах аналогичный вопрос читателя, на который я кратко отвечаю в рубрике Вопрос-ответ: коучинг, психология.
Сегодня интернет может дать нам ответ, пожалуй, на любой вопрос, но принятие решений и, во многом, их реализация зависят по-прежнему от нас.
Вот уже много лет, как не проходит и дня, когда бы я не увидела в сети мотивационных призывов начать сейчас, начать без стартового капитала, решиться – и всё про начало собственного бизнеса. С другой стороны, также не могу вспомнить хотя бы дня без новостей о разорившихся, обанкротившихся, оштрафованных и иже, компаниях.
И мне очень тяжело представить хотя бы малую часть того, что может чувствовать при этом владелец бизнеса, упомянутого в таких новостях. Во многих случаях, чувство сожаления не покидает меня.
При этом, два данных направления – с призывами начать свой бизнес и новости о его крахах, существуют, и, по-видимому, будут сосуществовать ещё очень долго, параллельно никак не соприкасаясь друг с другом.
А как, наверное, было бы здорово, если бы все источники, призывающие открыть свой бизнес, давали бы откликнувшимся и столкнувшимся с его трудностями, чёткий ответ – куда идти, к кому обращаться за помощью, как с этими трудностями справляться!
Сегодня этот «пробел» активно заполняют компании и фрилансеры, обслуживающие бизнес или помогающие его вести. Их выбор велик, как по цене, так и по разнообразию предлагаемых услуг – от аутсорсинга бухгалтерских, юридических услуг, тренингов для персонала до посредничества в продажах и уборки офисов – были бы у бизнесмена деньги. Однако, оставлю эту тему за рамками сегодняшнего поста.
Не буду также детально останавливаться и на других предложениях для начала бизнеса. Например, для интересующихся и сомневающихся, стоит ли им начать собственное дело, сегодня в сети существуют много он-лайн тестов на бизнес-мышление и финансовую зрелость в этом вопросе.
Многие банки готовы сегодня предложить кредиты стартаперам, а городские власти – услуги бизнес-инкубаторов. Пусть, не всё и не всегда идеально, но всё же, инструментов и способов начать свой бизнес сейчас намного больше, чем даже несколько лет назад. Для кого-то и этого достаточно, чтобы начать. Кому-то и намного большее количество предложений помощи начинающему предпринимателю, даже будь они бесплатны, не поможет перестать сомневаться в открытии собственного дела.
При этом, нередки ситуации, когда зарплата работника по найму может минимум в несколько раз превышать доход маленького бизнеса, но «коэффициент счастья» во втором случае у такого бизнесмена часто бывает выше. Здесь тоже всё индивидуально.
Главное, над чем предлагаю задуматься перед открытием собственного бизнеса – это определить для себя следующий ориентир:
Представить бизнес не только с его «глянцевой» стороны, а рутину его владельца, с которой он может и не сталкиваться каждый день (к счастью!), но быть готовым, при необходимости, верно и быстро среагировать – обязан. А она, порой, очень сильно отличается от той, что при работе по найму, но она неизбежно есть в каждом виде предпринимательства.
Ещё раз, минуточку, вдуматься и прочувствовать: рутина – это то, что происходит или может происходить каждый день. В данном случае, это будни бизнеса. Итак, отсекая здесь очень многие другие факторы, независимо от сферы деятельности, сюда, как правило, входит минимум следующее.
Факторы:
- Компетентность в юридических и финансовых вопросах. Осведомленность об изменениях в законодательстве и налогообложении.
Незнание закона, как известно, от ответственности перед ним не освобождает. При этом, даже если в компании есть бухгалтер или юрист, для владельца компании трудно переоценить навык и умение читать бухгалтерский баланс, понимать юридические формулировки.
- Готовность нести финансовые риски перед клиентами, контрагентами, сотрудниками – при их наличии, и также ответственность за исполнение налоговых обязательств и платежей в бюджет.
Иными словами, если не постоянно, то в нужный момент, бизнесмен обязан знать ответ на вопрос: где взять деньги, и что делать, «если что-то пойдёт не так»?
- Умение совладать с «человеческим фактором».
Хотя мне и трудно представить даже супер-современно-удаленный бизнес совсем «без человека», потому как это противоречит самому определению бизнеса, теоретически это допустить возможно. В большинстве же случаев, между бизнесменом и его доходом стоит немалое количество людей, и чаще всего они называются «Клиенты».
А значит, именно от них часто зависит прибыль предприятия и её размер. В особенно важных случаях – конфликт, спорная ситуация или стратегический для компании контракт – именно умение руководителя договариваться определяет успех будущего бизнеса.
- Готовность нести ответственность «за всё и сразу»
К счастью, такое от одного человека, даже пусть он и владелец бизнеса, требуется очень не часто. Но внутренняя готовность, способность и компетентность, в случае необходимости, одновременно отвечать за все, упомянутые выше вопросы в полном объёме и режиме ненормированного рабочего дня, а в идеале – и способность заменить хотя бы ключевых специалистов компании – это то, что предполагается и ожидается от бизнесмена.
Именно за эту «царскую ношу» ответственности бизнесмен и имеет право получать то, что именуется «прибыль». И часто именно этот тип ответственности отличает владельца компании от наёмного сотрудника, который получает зарплату.
И не секрет, что размер зарплаты «наёмника» может иногда многократно превышать прибыль собственника бизнеса. Вопрос в другом: если вы готовы, хотя бы с относительной легкостью внутри, к подобной бизнес-рутине каждый день из года в год, в дополнение к специфике выбранного вами бизнеса, то оставшиеся сомнения переводите в список вопросов, получив ответы на которые, можете открывать свою компанию.
Слушайте также и своё тело
Если же, хотя бы на одном из пунктов, у вас возникли задержки сомнения, «запершило в горле», перехватило дыхание, стало просто уныло или появились какие-то другие ощущения, смысл которых – сообщить вам своё «не хочу», то смело и спокойно стройте карьеру по найму, не тратя больше времени и энергии на раздумья и сомнения.
Подводя итоги сказанному, хочу подчеркнуть, что свой бизнес или работа по найму – это не про «хорошо» или «плохо», и не про «престижно» или «не престижно», и, скорее, не про прибыльность-неприбыльность. Это про совершенно разные каждодневные действия, разную ответственность, её степень и разный подход. Это про внутреннюю готовность и понимание своих «хочу» и «не хочу». С остальным можно научиться справляться, как на работе, так и в бизнесе.
С Вами,
Оксана Пшеничная ©